Оценка эпидемиологической эффективности временного перевода учащихся на дистанционное обучение в период распространения COVID‑19 на примере Саратовской области
https://doi.org/10.21055/0370-1069-2023-3-87-92
Аннотация
Временное прекращение работы школ является эффективной противоэпидемической мерой в периоды подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом, что подтверждается результатами большого числа научных работ. Эффективность указанной меры главным образом заключается в снижении уровня заболеваемости среди учащихся. В условиях распространения COVID‑19 в Российской Федерации, как и во многих странах, также неоднократно осуществлялся временный перевод школьников на дистанционное обучение, однако остается неясным, является ли рассматриваемая мера эффективной относительно новой коронавирусной инфекции.
Цель исследования – оценка эпидемиологической эффективности временного перевода учащихся на дистанционное обучение в период распространения COVID‑19 в Саратовской области.
Материалы и методы. Анализ проведен на основании статистических данных Управления Роспотребнадзора по Саратовской области по заболеваемости COVID‑19 за период с 2020 по 2022 г., а также материалов опубликованных научных работ.
Результаты и обсуждение. При анализе данных в период закрытия школ в 2020 г. зафиксировано снижение заболеваемости среди школьников (–42,9 %), а также выявлен подъем заболеваемости среди лиц 65 лет и старше (+7,2 %); в 2021 г. Наблюдалось снижение заболеваемости среди учащихся (–15,6 %) и повышение данного показателя среди лиц пожилого возраста (+17,8 %); в 2022 г. очередное закрытие школ привело к росту заболеваемости COVID‑19 среди учащихся (+7,8 %) и лиц старше 65 лет (+44,2 %). В случае с COVID‑19 рассматриваемая мера является нецелесообразной ввиду того, что в эпидемический процесс активнее вовлекается наиболее уязвимая категория населения (лица 65 лет и старше), что в свою очередь приводит к значительному ухудшению эпидситуации.
Об авторах
А. А. ЗимироваРоссия
Зимирова Анастасия Александровна
Российская Федерация, 410005, Саратов, ул. Университетская, 46
В. Е. Куклев
Россия
Российская Федерация, 410005, Саратов, ул. Университетская, 46
В. А. Сафронов
Россия
Российская Федерация, 410005, Саратов, ул. Университетская, 46
Е. В. Куклев
Россия
Российская Федерация, 410005, Саратов, ул. Университетская, 46
И. Н. Вяткин
Россия
Российская Федерация, 410028, Саратов, ул. Вольская, 7
Список литературы
1. Poorolajal J. The global pandemics are getting more frequent and severe. J. Res. Health Sci. 2021; 21(1):e00502. DOI: 10.34172/jrhs.2021.40.
2. Ткачева О.Н., Котовская Ю.В., Алексанян Л.А., Мильто А.С., Наумов А.В., Стражеско И.Д., Воробьева Н.М., Дудинская Е.Н., Малая И.П., Крылов К.Ю., Тюхменев Е.А., Розанов А.В., Остапенко В.С., Маневич Т.М., Щедрина А.Ю., Семенов Ф.А., Мхитарян Э.А., Ховасова Н.О., Ерусланова К.А., Котовская Н.В., Шарашкина Н.В. Новая коронавирусная инфекция SARS-CoV-2 у пациентов пожилого и старческого возраста: особенности профилактики, диагностики и лечения. Согласованная позиция экспертов Российской ассоциации геронтологов и гериатров. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2020; 19(3):2601. DOI: 10.15829/1728-8800-2020-2601.
3. Ludvigsson J.F. Systematic review of COVID‑19 in children shows milder cases and a better prognosis than adults. Acta Paediatr. 2020; 109(6):1088–95. DOI: 10.1111/apa.15270.
4. Ирфан О., Танг К., Арии М., Бхутта З.А. Эпидемиология, характеристика и влияние COVID‑19 на детей, подростков и беременных женщин. Педиатрическая фармакология. 2020; 17(4):352–9. DOI: 10.15690/pf.v17i4.2168.
5. Сбои в образовании и ответные меры в связи с COVID‑19 [Электронный ресурс]. URL: https://en.unesco.org/themes/education-emergencies/coronavirus-school-closures (дата обращения 22.06.2023).
6. Рекомендации по принятию мер по защите здоровья в общеобразовательных учреждениях в связи с распространением COVID‑19. Приложение к Принципам корректировки мер по защите здоровья населения и социальных мер в связи с распространением COVID‑19 (от 14 сентября 2020 г.). Всемирная организация здравоохранения, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕ Ф). [Электронный ресурс]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/334294/WHO-2019-nCoV-Adjusting_PH_measures-Schools-2020.2-rus.pdf?sequence=21&isAllowed=y (дата обращения 13.07.2023).
7. Гаращенко Т.И., Ильенко Л.И., Гаращенко М.В., Ершов Ф.И., Попов В.В. Опыт организации неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ в школьных коллективах. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2015; 94(4):122–7.
8. Фельдблюм И.В., Девятков М.Ю., Полушкина А.В., Наумов О.Ю. Роль специфической профилактики и изоляционно-ограничительных мероприятий в снижении заболеваемости гриппом и ОРВИ детей организованных коллективов. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2011; 2:44–7.
9. Jackson C., Vynnycky E., Hawker J., Olowokure B., Mangtan P. School closures and influenza: systematic review of epidemiological studies. BMJ Open. 2013; 3(2):e002149. DOI: 10.1136/bmjopen-2012-002149.
10. Davis B.M., Markel H., Navarro A., Wells E., Monto A.S., Aiello A.E. The effect of reactive school closure on community influenza-like illness counts in the state of Michigan during the 2009 H1N1 pandemic. Clin. Infect. Dis. 2015; 60(12):e90–7. DOI: 10.1093/cid/civ182.
11. Kawano S., Kakehashi M. Substantial impact of school closure on the transmission dynamics during the pandemic flu H1N1-2009 in Oita, Japan. PLoS One. 2015; 10(12):e0144839. DOI: 10.1371/journal.pone.0144839.
12. Saban M., Myers V., Ben-Shetrit S., Wilf-Miron R. Socioeconomic gradient in COVID‑19 vaccination: evidence from Israel. Int. J. Equity Health. 2021; 20(1):242. DOI: 10.1186/S12939-021-01566-4.
13. McKinnon B., Quach C., Dubé È., Tuong Nguyen C., Zinszer K. Social inequalities in COVID‑19 vaccine acceptance and uptake for children and adolescents in Montreal, Canada. Vaccine. 2021; 39(49):7140–5. DOI: 10.1016/j.vaccine.2021.10.077.
14. Иванова А.В., Поспелов М.В., Зимирова А.А., Карнаухов И.Г., Щербакова С.А., Кутырев В.В., Вяткин И.Н., Матвеева Н.И., Кожанова О.И. Характеристика эпидемического процесса COVID‑19 в Саратовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://covid19-preprints.microbe.ru/files/233. DOI: 10.21055/preprints-3111894.
15. Щербак С.Г., Камилова Т.А., Голота А.С., Вологжанин Д.А. Факторы риска тяжелого течения и летального исхода COVID‑19. Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. 2022; 4(1):14–36. DOI: 10.36425/rehab104997.
16. Акимкин В.Г., Кузин С.Н., Семененко Т.А., Плоскирева А.А., Дубоделов Д.В., Тиванова Е.В., Пшеничная Н.Ю., Каленская А.В., Яцышина С.Б., Шипулина О.Ю., Родионова Е.Н., Петрова Н.С., Соловьева И.В., Квасова О.А., Вершинина М.А., Мамошина М.В., Клушкина В.В., Чурилова Н.С., Панасюк Я.В., Власенко Н.В., Остроушко А.А., Балмасов Е.С., Мосунов А.В. Гендерно-возрастная характеристика пациентов с COVID‑19 на разных этапах эпидемии в Москве. Проблемы особо опасных инфекций. 2020; 3:27–35. DOI: 10.21055/0370-1069-2020-3-27-35.
Рецензия
Для цитирования:
Зимирова А.А., Куклев В.Е., Сафронов В.А., Куклев Е.В., Вяткин И.Н. Оценка эпидемиологической эффективности временного перевода учащихся на дистанционное обучение в период распространения COVID‑19 на примере Саратовской области. Проблемы особо опасных инфекций. 2023;(3):87-92. https://doi.org/10.21055/0370-1069-2023-3-87-92
For citation:
Зимирова А.А., Куклев В.Е., Сафронов В.А., Куклев Е.В., Вяткин И.Н. Assessment of the Epidemiological Effectiveness of the Temporary Transfer of Schoolchildren to Distance Learning during the Spread of COVID‑19 by the Example of the Saratov Region. Problems of Particularly Dangerous Infections. 2023;(3):87-92. (In Russ.) https://doi.org/10.21055/0370-1069-2023-3-87-92